Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Религия, мифология, философия
Думаю, читатель заметил, что автором этих постулатов является мужчина между нами типично мужская точка зрения мира многим сегодняшним "обабившимся представителям когда-то сильного и, что немаловажно, умного пола будет полезно сравнить свои жизненные ценности с ценностями других народов. Да и многим современным женщинам стоило бы подумать над тем, почему причины древности часто совпадают во мнении с современными. Ждать каких-либо взглядов в мире, где все управлялось мужским началом и зависело от воли сильного пола, было просто нелепо. Идеология сильного начала породила закон, согласно которому явления, предметы или люди, не приносящие конкретной пользы своему народу, а тем более вредоносные явления, подлежали уничтожению.
Поэтому иногда дряхлых стариков или неизлечимо больных приносили в жертву богам, зачастую по просьбе таких людей.
То же происходило с преступниками и врагами, являвшимися разрушителями равновесия. Долгое время в балтийских странах были почитаемы законы, оставленные двумя мудрецами, имена которых Ведовит и Брутень:
1. Не исповедовать никаких чужих богов без соизволения Гриве-гривайто.
2. Богам угодно, чтобы Гриве-гривайто был истолкователем их воли и начальником над народом, вейделотам (жрецам) же народ должен оказывать уважение.
3. Следует почитать богов и с доверием на них полагаться, потому что их щедротами Дана нам земля, на которой мы живем и которая нас питает, а впоследствии боги дадут нам новые земли.
4. Соседей, поклоняющихся нашим богам, следует считать друзьями, а с людьми другой Веры вести постоянную войну.
5. Каждому позволяется иметь три жены но первая должна быть хозяйкой и госпожо" дома.
6. Кого постигла неизлечимая болезнь тому дозволяется сгореть на костре, потому что служители наших богов обязаны не плакать, но веселиться.
7. Если бы кто, находясь в здравом уме, пожелал принести в жертву богам и сжечь своего домочадца или ребенка, не следует воспрещать ему этого, потому что огонь освящает человека и делает его достойным жить с богами.
8. Если муж или жена нарушит супружескую верность, тогда, после достаточного удостоверения в прелюбодеянии, виновного или виновную следует сжечь, вдали от лика богов, и прах развеять на перекрестных дорогах, потомство же их лишается права быть вейде-лотами (жрецами).
9. Если жена не слушается мужа, он имеет право сжечь ее, сестры же непокорной подвергаются посрамлению — за то, что не учили ее покорности богам и супругу.
10. Если ко изнасилует чужую жену, она по закону может его сжечь, потому что он испил роскошь ее стыдливости.
11. Кто лишит девственности девушку, должен на ней жениться; если же этого не исполнит, то должен быть затравлен собаками, потому что оскорбил достоинство богов, которые или женаты, или пребывают в невинности.
12. Если кто кого убьет, тело убитого обязан передать родственникам убитого, а уже они решат — убить его или отпустить на волю.
13. Никто никого не имеет права заставлять работать, пока не будет заключен обоюдный договор.
14. Пойманного на воровстве в первый раз высечь розгами; во второй раз бить палками, а за третьим разом сжечь вдали от лика богов.
15. Если кто лишится жены, должен взять другую, потому что не подобает долго печалиться о женщине. Найдя невесту, можно с нею жить и до вступления в брак, но в этом случае необходимо принести в жертву богам курицу и петуха.
16. Если умрет муж и оставит жену бездетной и не беременной, последняя не смеет отказывать желающим дать ей потомство. Если Же окажется бесплодной, то обязана поступить в вейделотки (т. е. служить богам в качестве жрицы).