Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Методические рекомендации для проведения тренировок по Айки-до
3. Ученики и учительское зеркало.
Когда учитель и ученики являются спутниками на дороге Вселенной, они являются также и двойным зеркалом, в котором каждый отражает другого. Добродетели и грехи учителя просматриваются в ученике и наоборот. Если ученик учится искренне, то и учитель будет обучать искренне, и оба будут становиться более зрелыми и прогрессировать вместе. Если ученик будет непочтительным к учителю или будет проявлять интерес к одним только техническим приемам, то учитель узнает это, и ученик не сможет научиться лучшему из того, что может предложить учитель. Даже если учитель совершенно искренен при своём инструктаже, ученик такого рода вряд ли поймёт его. Раз вы настроили себя на учёбу под руководством одного определённого учителя, не используйте свой незрелый дух для его критики. Учитесь с таким энтузиазмом, чтобы казалось, будто бы вы переняли его привычки. Естественно, дух учителя находит своё отображение и в учениках. Если учитель тщеславен, то и ученики будут таковы. Если он чванлив, то и ученики таковы. Если он обращается с ними бережно, то и они оплатят ему тем же. Учитель, объясняющий правильные принципы Айки-до и претворяющий их в жизнь, будет иметь хороших учеников. Если учитель - это зеркало ученика, то справедливо и обратное. Учитель, обнаруживший свои собственные привычки у учеников, должен отнестись к этому как к своему собственному отражению. Образ, который видит учитель в своих учениках - это указание ему на то, чтобы он прилагал свои усилия ещё более упорно. Инструктор, обучающий принципам Айки-до, принципам Вселенной, не должен забывать, что ученики наблюдают за ним. Ваши собственные слова и действия должны соответствовать принципу единства слова и дела, который вы излагаете. Жизненно важно сохранять понимание того, что вы можете учиться у учеников.
4. Прав не тот, у кого больше прав. Хотя это и хорошо, когда учитель учит своих учеников становиться более сильными, сила не должна быть единственной целью. Позиция "прав тот, кто сильнее" - явно не похвальна. По мере увеличения числа людей, исповедующих право сильного, увеличится в мире беспорядок и опасность войны. В Айки-до, где целью является объединение тела и духа и совершенствование человеческой личности, даже малое желание силы и удовлетворённость тем, что знаешь все техники - позорна и требует исправления. Айки-до содержит в себе тысячи техник и десятки тысяч вариаций на них. Если вы изучили определённое их количество и посвящены в принципах Айки-до, вы сможете обрести новые техники и открыть новые движения. Но это возможно только в том случае, если принципы, которым вы следуете, правильны. Некоторые полагают, что если они создали несколько отличную технику, испробовали её на ком-то, и она сработала, то они действительно создали новую технику. Подобно тому, как подросток, испытывающий технический приём на ребёнке, выигрывает независимо от того, правильно ли он провёл приём или нет, так и человек, занимающийся Айки-до 5-6 лет, при проведении техники на начинающем наверняка выиграет, будучи более опытным. Причина не в том, работает техника или нет, а правильна она или нет. Неправильная техника не работает даже на начинающем, который лишь немного продвинулся вперёд. Некоторые инструкторы любят испробовать свои техники на своих учениках с целью побороть их и показать им свою силу. Учитель должен исправлять плохие стороны своего ученика, но он не должен останавливать их техническое развитие на полпути. Если он старается продемонстрировать свою силу, то он наверняка возбудит сопротивление среди своих учеников. Он будет учить не принципу неразногласия, а теории поединка. Ученики падут духом в поисках правильного Айки-до и возжелают только одной силы. Всегда скромно старайтесь согласовать то, чему вы учите, с правильными принципами и избегайте всего, что идёт вразрез с ними. Ваша учительская позиция должна всегда быть поиском того, что удовлетворяет принципам и желаниям обучить этому другого. Прав не тот, у кого больше прав. Хотя мы слышим, что среди правых людей есть слабые люди, на самом деле те, кто слаб - не полностью правы. Путь, согласующийся с законом Вселенной - это путь величайшей силы. Мы должны приложить все свои силы для доказательства этого и показать миру, что правый могуществен.